Абхазия, или снова Фишт. Часть 3

5 день (02.08)

Встали ни свет ни зоря, около 4 или раньше. Все убежали умываться, а меня оставили готовить завтрак. Где-то в 4-45 удалось всех собрать вместе и начать завтракать. Наши проводники ровно в 5 вышли из лагеря и пошли в сторону Фишт-Оштеновского перевала. А мы тем временем уплетали кашу и надеялись их все-таки догнать. Мы вышли минут через 10-15 после них, а догнали уже через пол часа на тропинке в сторону перевала. Дальше шли уже вместе. Наши провожатые ритм держали умеренный и идти было довольно комфортно.

После того, как с основной тропы свернули в сторону Пшеха-Су, на каменной осыпи довольно далеко вдруг увидели медведицу с медвежонком. Она встала на задние лапы, секунду или две нас рассматривала, а затем решила ретироваться.

Вот такие замечательные види открывются с тропы:

Иногда приходится останавливаться, подъем дает о себе знать

Не смогли пропустить и не запечатлеть такую красоту

Временами казалось, что это последний подъем и за ним откроется величественный вид на Фишт. Но за ним оказывался следующий подъем и мы шли все вверх и вверх.

Оглянувшись в один момент назад, увидел великолепный вид на Оштен

Вот мы и дошли до Большого ледника. Наши проводники надели кошки и двинулись прямо по нему, а мы призадумались. Из снаряжения у нас были только ботинки и трекинговые палки. Рискнуть или нет? Немного отдохнули и перекусили батончиками, пополнили запасы воды

Решили все-таки попробовать пересечь ледник траверсом. Если что-то пойдет не так - просто вернемся обратно.

Вдруг откуда ни возмись нарисовалась огромная группа туристов-школьников. Одеты они были довольно легко: в шорты и майки. На ногах обычные кеды, в руках радио ) У них даже не было трекинговых палок, о кошках я молчу.

Проходя мимо, спросили, действительно ли они собираются подниматься на вершину? На что они ответили: "Конечно!"

Нам стало стыдно и мы не дожидаясь их двинулись на ледник.

Ледник оказался еще закрытым, без расщелин. Идти было довольно легко. После ледника нас ждал небольшой подъем по голым скалам

Тут внизу на леднике видно группу школьников

Далее нас ждал снежник, тянувшийся почти до самого верха хребта и под довольно большим углом. В нем были прорублены ступени и вверх шла тропа. Подниматься было страшно, особенно при мысле, что еще придется по нему же спускаться.

Вот осталось совсем немного до хребта

Далее нужно было пройти всего метров 100-200 по хребту до самой вершины. Этот путь временами пополнял упавший уровень адреналина в крови.

И вот она, долгожданная вершина. Тут мы встретились со своими попутчиками, которые приятно были удивлены нашим появлением

На вершине решили не задерживаться. Быстро перекусив, двинулись в обратный путь. На вершине столпотворение - школьники нас догнали.

На верху хребра хочется присесть и задуматься о жизни, о чем-то глобальном, о ничтожности человека по сравнению с этими великанами. И конечно о том, как отсюда спуститься )

Вот снова идем по снежнику.

Признаюсь, в конце спуска колени трусились. После этого нелегкого спуска мы присели перевести дух. Здесь же рядом дожидались сопровождающие школьников (как потом выяснилось - воронежских) в форме ВДВ (2 августа нынче).

Немного в стороне от тропы начали спускаться по снежнику наши проводники. Правда, не все, а только отец с дочерью. Вдруг раздался шум и истошный крик, полный безысходности. Девушка сорвалась и полетела вниз. Ее отец не долго думая бросился следом за ней. Ему удалось ее догнать и они вместе полетели в пропасть. Все это произошло за пару секунд, наши сердца замерли... К счастью на их пути оказался огромный камень, который их задержал, и на который они рукнули. Мы тут же бросились им на помощь. Но мужчина от помощи отказался, сказал, что у них есть пластырь.

Эта сцена потом долго будет проноситься в голове, а сердце по инерции сжиматься.

Иногда встречался рельеф, похожий на лунный или марсианский

На одном из таких спусков школьники нас догнали, и не дожидась, начали спускаться без веревки. Одна из девушек вдруг кубарем загремела вниз. "Все, убилась" -  подумали мы. Но она встала, сказала, как бы извиняясь, что на камне подскользнулась и пошла дальше )

Метров через 100-200 после того, как прошли каменную оссыпь, вдруг раздался очень низкий гул и казалось, что задрожала земля. Потом поняли, что это был камнепад.

Вот такой синенький цветочек привлек внимание объектива

В итоге подъем к вершине и спуск заняли у нас около 12 часов и много сил. Их мы тут же начали восполнять и отмечать наше успешное восхождение!